- Место нахождения
г. Петрозаводск
ул. Балтийская, д. 4
(8142) 53 00 11
Главная страница / Сведения об образовательной организации / Образование / Образовательная программа
Образовательная программаОбразовательная программа социально-педагогической направленности
Пояснительная записка В качестве нормативных правовых оснований проектирования образовательной программы учреждения выступают федеральные и региональные документы в сфере образования. Образовательная программа центра психолого-медико-социального сопровождения разработана в соответствии с программой модернизации муниципальной системы образования петрозаводского городского округа на основании следующих документов: Закона РФ «Об образовании», 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Федеральных государственных образовательных стандартов Типового положения «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи» Устава МОУ Центр ПМСС Концептуальные дидактические положения Основная идея концепции образовательной программы Центра заключается в том, что у каждого ребенка свой темп развития и обучения, но при этом каждый ребенок имеет право на обучение с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Программа является кратким изложением многокомпонентного содержания образования. Программа - приоритетный документ, который является основой сотрудничества и консолидации всех задействованных в ней лиц, т.е. основой совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Основные принципы программы Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса, медицинского персонала, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности Центра по созданию модели учреждения для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, испытывающих проблемы в обучении, развитии, социализации, планированию оптимальной нагрузки обучающихся, созданию максимально благоприятных условий обучения. Принцип гуманизма предполагает поиск позитивного созидающего начала – ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения при этом веры в положительные качества и силы человека. Принцип системного подхода – организация социальной, педагогической и коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности и индивидуальные особенности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. Психологические проблемы ребенка, как правило, невозможно решить без оценки и укрепления его соматического здоровья, преодоления социально-педагогической запущенности, коррекции речевых нарушений и т.д. В связи с этим важно понимать, что программы обучения являются более действенными в том случае, когда они носят комплексный характер, осуществляются группой специалистов и направлены на улучшение соматического, психо-эмоционального состояния, формирование необходимых психологических функций и качеств. Комплексный характер социально-педагогической и коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, основанный на системном подходе, определяет также требования к подбору специалистов для проведения данной работы: психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, логопедов, дефектологов. Принцип реалистичности подразумевает учет реальных возможностей ребенка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы. Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего опору коррекционной работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменение содержания, форм и способов работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работа развивающие воздействия должны быть направлены на личность ребенка, учитывать его состояние на данный момент. Принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление психофизического здоровья учащихся.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы Практика работы МОУ Центр ПМСС показывает необходимость оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи всем категориям детей. А именно, детям с условным нормативным развитием, детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, одаренным детям. Программа составлена таким образом, чтобы предоставить возможность получить услугу всем категориям детей и на всех возрастных ступенях, учитывая особенности возраста, социальную ситуацию развития ребенка, его образовательные потребности. Возрастная и содержательная составляющая всех учебных дисциплин позволяет охватить системой сопровождения детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями и потребностями на разных этапах онтогенеза, в соответствии с запросами и современными проблемами общества. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности: Создание условий для развития актуальных и потенциальных возможностей ребенка, своевременная коррекция отклонений в психоречевом и моторном развитии детей всех возрастных ступеней. Основные задачи: · комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям, испытывающим трудности в обучении и социальной адаптации; · индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая и коррекционно-развивающая работа с детьми; · внедрение в деятельность образовательных учреждений психолого-педагогических технологий по обучению, развитию школьников с трудностями школьной адаптации; · консультирование родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам развития ребенка; · психолого-педагогический мониторинг развития обследуемого контингента детей. Содержание программы: Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности построена по модульному принципу и включает в себя учебные дисциплины, реализуемые посредством обучения по адаптированным (модифицированным) программам. Каждая дисциплина рассчитана на определенный уровень общего образования и реализуется с учетом возрастных новообразований ребенка определённого возраста и его образовательных потребностей.
Подбор программы происходит для каждого ребенка (подростка) индивидуально в зависимости от особенностей развития ребенка, его образовательных потребностей. Специалист Центра, анализируя причины обращения, результаты диагностического обследования формулирует образовательный и социальный запрос и определяет ту или иную учебную дисциплину для ребенка или подростка. Каждая учебная дисциплина дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности, является автономной и может реализовываться как самостоятельно, так и в сочетании с другими дисциплинами. Возраст детей, участвующих в реализации программы Центр психолого-медико-социального сопровождения создан для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Учреждение обслуживает детей от 0 до 18 лет. Сроки реализации программы Образовательная программа составлена на один год. Формы и режим занятий Занятия по дополнительной общеобразовательной программе проходят в форме бесед, консультаций, тренингов, диагностических и коррекционно-развивающих занятий. Режим занятий определяется индивидуально с учетом образовательных потребностей ребенка, его психологического развития, актуальных и потенциальных возможностей. Дополнительная программа предусматривает очную форму обучения. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Ожидаемые результаты дополнительной общеобразовательной программы зависят от индивидуальных целей работы с ребенком, однако в целом могут быть следующими: · повышение уровня социализации ребенка; · повышения уровня адаптации ребенка в группе / классе; · коррекция познавательной сферы ребенка; · улучшение взаимодействия в семье ребенка; · улучшение взаимодействия между учителями (воспитателями) и ребенком; · формирование коммуникативных навыков подростка; · формирование психологической готовности подростка к сдаче ЕГЭ; · развитие родительской компетенции. Способы определения результативности: итоговая диагностика, экспертные оценки. Эффективность работы может быть определена по результатам мониторинговых исследований при достижении позитивной динамики развития личности в соответствии с возрастными нормами. Результатам диагностики в конце реализации программы, анкетирования родителей( законных представителей), педагогов и специалистов. Раздел 6. Учебный план дополнительной образовательной программы программы.
Дата изменения информации: 23.03.2017 13:21 |