• Место нахождения

    г. Петрозаводск

    ул. Балтийская, д. 4

    (8142) 53 00 11
Новости
21.03.2019

Продолжение кампании по организации летнего отдыха

Напоминаем, что все дети, проживающие на территории Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, имеют право на предоставление путевки в летний оздоровительный лагерь за 50% оплату.
21.03.2019

Приём граждан по вопросам оказания мер дополнительной социальной поддержки

Работу с жителями Петрозаводска ведет муниципальное учреждение «Центр психолого-педагогической помощи и социальной поддержки».
19.03.2019

Фестиваль «Крымская весна» прошел в Петрозаводске

В мероприятии приняли участие представители МУ "Центр сопровождения"

Архив новостей

Контакты

Место нахождения

г. Петрозаводск

ул. Балтийская, д. 4

(8142) 53 00 11


Связаться с разработчиком сайта
Поиск
Главная страница / Методические рекомендации / СТАТЬИ / Теория решения изобретательских задач – путь к творческой жизни

Теория решения изобретательских задач – путь к творческой жизни

Современная школа учит тому, что уже превратилось в прошлое и стало неотъемлемой частью облика цивилизации. А нужно учить детей и взрослых тем вещам, которые ждут человечество в будущем. И этот процесс постижения того, что еще не воплотилось в реальность, не всегда проходит безболезненно. Человеку трудно перестроить себя. И все же делать это необходимо.

В последнее время в России и в мире все чаще говорят о ТРИЗ. За этими буквами скрывается Теория решения изобретательских задач. Что это такое и кому нужна ТРИЗ в современном мире?

ТРИЗ – комплексная наука, состоящая из нескольких вполне самостоятельных и в то же время взаимосвязанных разделов. Основная задача ТРИЗ – научить человека творческому образу жизни.

Механизм творчества, мышления, интуиции остается пока тайной. И даже самые талантливые ученые считают: если люди и разгадают эту загадку, то лишь в самый последний момент развития всей цивилизации.

Однако неполное знание о том, что происходит в мозге, не может остановить творчества людей. И если что-то по-настоящему заботит человечество, так это прежде всего несовершенство мышления, ведь у большинства оно, как правило, хаотичное и весьма непродуктивное. В творчестве удачливого изобретателя мы усматриваем либо врожденную способность, либо интуицию. А по большей части считаем, что ему попросту повезло с озарением.

Такое представление о творчестве складывалось тысячелетиями. Не приходится удивляться, что оно кажется очевидным и единственно возможным. Особенное изумление вызывает граничащее с колдовским началом творчество наиболее удачливых изобретателей. Гениальные одиночки своим таинственным мышлением зачастую определяли целые этапы в развитии техники.

Понятно стремление любого человека как-то усовершенствовать свое мышление, чтобы хоть на йоту приблизиться к гениям. Но мысль о том, что творчество подчинено каким-то законам, а эти законы можно познать и использовать, до сих пор многими считается идеей еретической, обесценивающей такие понятия как «талант» и «гений».

Но такая теория создана. И хотя принципы научного подхода к творчеству едины в технике, искусстве и науке, теория решения творческих задач детально разработана пока только для изобретателей. Объясняется это тем, что для создания любой теории нужен фонд идей. Такой фонд, причем уже классифицированный, есть только в изобретательстве. Достаточно сказать, что во Всероссийской патентно-технической библиотеке насчитывается около 14 миллионов описаний изобретений. Именно наличие большого фонда технических идей и стало предпосылкой для создания теории изобретательства Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Центральная часть ТРИЗ – Теория развития технических систем. Все, что окружает человека, можно рассматривать как системы: как нечто целое, состоящее из частей. Человек – та же система, только не техническая, а биологическая. Тело человека состоит из множества подсистем: кровеносной, нервной, костной, мышечной и других. Будучи системой, человек входит во множество более крупных систем как их составная часть.

Человеку ежедневно приходится соприкасаться с техническими системами, такими как квартира, мебель, машины, орудия производства. Человек смог стать собой только благодаря созданию и использованию технических систем, орудий труда. Он научился добывать огонь, возделывать землю, применять рычаг, конструировать полезные машины и механизмы.

До последнего времени считалось, что человек способен создавать и развивать технику по своему усмотрению, как вздумается. Такое представление бытует и по сей день.

Однако основатель ТРИЗ Г.С. Альтшуллер более полувека назад доказал, что техника развивается по своим законам. Эти законы можно познать и использовать для целенаправленного развития технических систем, обходя стороной бессмысленные, пустые пробы и ошибки. Одна из целей обучающего курса ТРИЗ – выработка у слушателей системного взгляда на мир и умения применять законы развития технических систем на практике.

Изучив громадное количество изобретений, Генрих Альтшуллер обратил внимание на то, что изобретения сильно отличаются друг от друга по своему качеству. Действительно, есть изобретение «Открывалка для бутылок» и есть изобретение «Электроискровой способ обработки металлов». Авторы и того и другого считаются изобретателями, но разве можно сравнить эти новшества по качественному уровню?

Генрих Альтшуллер условно разбил все изобретения на пять качественных уровней. Анализ колоссального количества отечественных и зарубежных изобретений показал, что устраняют техническое противоречие только изобретения третьего и более высоких уровней, первые же два нижних уровня (а таких изобретений большинство) дают лишь компромиссные решения.

Свои находки Генрих Альтшуллер свел в стройную теорию решения изобретательских задач – ТРИЗ. Теория учитывает законы развития технических систем, ее методы позволяют планомерно, без перебора большого числа вариантов, переходить от ситуации к задаче и далее к модели задачи и оперативной зоне. Затем она позволяет выявлять и четко формулировать свойственные системам технические и физические противоречия. Но этого мало. ТРИЗ способна форсировать фантазию и гасить психологическую инерцию. Это необходимо для того, чтобы решающий задачу человек не останавливался перед теми дерзкими идеями, на которые выводит теория.

Кроме того, ТРИЗ имеет свой «язык» для записи «формул», отражающих законы развития технических систем, у нее есть своя символика для записи «изобретательских реакций» – способов разрешения технических и физических противоречий. Но и этого мало. Для разрешения физических противоречий имеется мощный информационный фонд: приемы, сложные сочетания приемов, физические, химические, геометрические эффекты, сочетание приемов и эффектов. А чтобы целенаправленно – без перебора – пользоваться этим обширнейшим фондом, есть правила, основанные опять-таки на законах развития технических систем.

Практически каждый человек наделен довольно сильной психологической инерцией. Это закономерно и совершенно не страшно. Как все жизненные явления, обладание психологической инерцией имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. В стандартных жизненных ситуациях эта инерция полезна: не надо каждый раз думать, как переходить улицу – в каком месте и на какой сигнал светофора. Это мы проделываем автоматически. Вредной инерция становится лишь в необычных ситуациях. И здесь выигрывает тот, кто умеет преодолевать психологические барьеры.

Когда проектировалась первая посадка на Луну, возникла проблема: как освещать поверхность Луны для съемок в темное время лунных суток? Конструкторы никак не могли подобрать такую лампу, цоколь которой выдерживал бы удар в момент прилунения. Перепробовали массу всяких вариантов, делали стекло лампы более толстым, но все равно при «прилунении» лампы разбивались. Когда сроки сдачи аппарата катастрофически приблизились, специалисты пришли к главному конструктору Георгию Бабакину и пожаловались на ситуацию. Георгий Николаевич удивленно спросил: «Вы что, собрались везти на Луну вакуум?». Действительно, зачем лампе стеклянная оболочка? На Земле – чтобы создать вакуум для горения вольфрамовой нити. Но ведь на Луне нет воздуха, а отборного вакуума там сколько угодно!.. Сказалась психологическая инерция.

Другой пример работы с инерцией мышления, на этот раз из практики знаменитого американского изобретателя Эдисона. Он стремился привить своим помощникам практическую сноровку. В 1878 году к Эдисону поступил на работу Фрэнсис Эптон, окончивший Принстонский колледж и в течение года обучавшийся у Гельмгольца в Германии. Эдисон, нуждавшийся в человеке с хорошей теоретической и математической подготовкой, сразу засадил его за чертежи и расчеты. Как-то раз он попросил Эптона найти объем колбы электролампы. Тот немедленно принялся чертить и вычислять. Тогда Эдисон, спокойно взяв колбу и налив в нее воду, сказал: «А теперь возьмите мензурку и измерьте количество воды – вот и всё».

С инерцией мышления нам часто приходится сталкиваться в жизни. Хорошо, когда человек знает о ней и хочет научиться ее преодолевать. Для борьбы с такого рода инерцией ТРИЗ включает в себя большой курс развития творческого воображения (РТВ). Этот раздел преследует цели: «раскачать» воображение и сделать его управляемым. Казалось бы, цели взаимно исключают одна другую – ведь «раскачка» воображения предполагает создание «фонтана» самых разнообразных идей, то, что называют «буйным» воображением. Курс РТВ позволяет это «буйство» фантазии сделать управляемым.

В ходе преподавания ТРИЗ Генрих Альтшуллер столкнулся с загадочным явлением: человеку остается один шаг до красивого решения задачи, но он пугается необычного решения, уходит от него к решению традиционному. То же самое происходит, когда человек решает задачу методом проб и ошибок: большинство проб идет в привычном направлении. Это – проявление психологической инерции, которая особенно мешает при решении сложных задач.

Курс РТВ построен на приемах, которые были выявлены Генрихом Альтшуллером при создании им Регистра фантастических идей и ситуаций. В этом Регистре зафиксированы почти все приемы, которыми пользуется мировая фантастика. Но в курс РТВ вошли также приемы, разработанные Генрихом Сауловичем: они позволяют создавать еще более фантастические ситуации, не нарушая при этом логики произведения. Овладение курсом РТВ позволяет взять воображение под контроль.

ТРИЗ начиналась с алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ). Первый такой алгоритм опубликован в 1961 году и был основан не на психологии человека, решающего задачу, а на логике развития самой техники. АРИЗ – это не машинная программа. До настоящего времени никому пока не удалось создать алгоритм, который мог бы быть органично встроен в компьютер. Но работы в этом направлении ведутся.

АРИЗ вычленяет из расплывчатой исходной ситуации четкую модель изобретательской задачи, анализирует ее, выявляет ресурсы, которые могут быть использованы для решения, определяет идеальный конечный результат – своего рода идеальное решение, идеальный образ будущего состояния системы, выявляет главное противоречие задачи и с помощью специальных приемов это противоречие снимает. АРИЗ разбивает задачу на мелкие шаги, каждый из которых имеет свой инструмент для осуществления решения. Результатом применения АРИЗ обычно становится изобретение высокого уровня.

Решение изобретательской задачи по АРИЗ начинается будто бы с конца: решающему предлагается представить себе идеальный конечный результат (ИКР), то есть недостижимый в реальности результат, который происходит только в сказках, да и то лишь по мановению волшебной палочки. Этот прием хорош тем, что заставляет мысль изобретателя двигаться строго к почти недостижимой цели, оставляя одни лишь сильные идеи.

Уже в первые годы работы над теорией Генриху Альтшуллеру стало ясно, что техника развивается по строго определенным законам, которые можно познать и использовать для развития той же техники. ИКР был выражением одного из главных законов развития технических систем – закона стремления к идеальной технической системе, которой как бы нет, а функция ее выполняется.

Формулируя ИКР, не нужно знать, как этот результат достигается. Само определение «идеальный» говорит о том, что результат практически недостижим, но при этом мы входим в область сильных решений. В правильной формулировке ИКР всегда есть кажущаяся невозможность, парадоксальность. Крыша очищается от снега сама, трубопровод сам регулирует свое сечение, затонувший корабль сам всплывает на поверхность океана…

Важным этапом в создании ТРИЗ стало введение понятия технического противоречия, то есть расхождения между тем, что нужно получить и тем, что неизбежно ухудшается, если задача будет решена известными способами. Например, если мы хотим повысить точность станка, это неизбежно ведет к повышению жесткости системы «станок – инструмент», т.е. к увеличению веса станка. Или, если мы хотим очистить заводские газы, мы должны поставить фильтры на газовыпускных трубах, а это создаст в трубах дополнительное сопротивление и тем самым снизит их производительность.

Что же касается изобретений, устраняющих технические противоречия, то анализ здесь дал весьма интересный результат. Удалось выявить порядка 1500 технических противоречий. Вообще говоря, решить изобретательскую задачу – значит найти техническое противоречие, выявить порождающие его причины и устранить их.

Любая техническая система характеризуется комплексом взаимосвязанных параметров: веса, мощности, скорости, точности, надежности, стоимости и т.д. Содержащиеся в изобретательских задачах технические противоречия довольно часто повторяются. А коль скоро существуют типичные противоречия, то должны существовать и типичные приемы их устранения. Действительно, статистическое исследование изобретений обнаружило наиболее эффективные приемы устранения технических противоречий. Их использование порознь или в сочетаниях лежит в основе многих изобретений.

Оказалось, что полторы тысячи типовых противоречий устраняются при помощи сорока типовых приемов. Была составлена таблица, в которой по горизонтали и по вертикали расположили причины, порождающие противоречия, например, вес, скорость, объем, сложность, а в клетках пересечений – приемы устранения этих противоречий.

Человек, вооруженный такой таблицей, мог уже значительно повысить свой творческий потенциал, ему надо было лишь научиться выявлять эти технические противоречия. И параллельно с составлением таблицы составили программу выявления и устранения технических противоречий, ибо сформулировать противоречие нередко весьма сложно.

Как применяются приемы на практике? Вот два примера. По «принципу дробления» предлагается разделить объект на независимые части или раздробить, измельчить объект. По такому принципу незадолго до переезда одной из шотландских библиотек в новое помещение ее директор предложил всем читателям города взять по нескольку книг в библиотеке для чтения, чтобы вернуть их через две недели в новое здание.

Прием «использование пористых материалов» предлагает выполнить объект пористым. Во время войны советские солдаты применяли в качестве дров… кирпичи. Для этого их на некоторое время опускали в керосин, который заполнял поры кирпичей.

Итак, главное в изобретении – устранение технического противоречия. Сами по себе изменения, которые внесены в ту или иную конструкцию, могут быть совсем небольшими. Важно другое: чтобы эти изменения приводили к устранению противоречия.

Различают три типа противоречий. Административное, которое лежит на виду и которое легко сформулировать. Техническое противоречие, когда одно свойство системы противоречит другому ее свойству или улучшение одной части системы приводит к ухудшению другой ее части, то есть когда выигрыш в чем-то одном приводит к проигрышу в другом. Сформулировать техническое противоречие означает перейти от ситуации к задаче. Поэтому правильный переход от административного противоречия к техническому – действенный сдвиг в решении задачи.

Существует еще и физическое противоречие. Его можно изложить так: часть рассматриваемой системы должна находиться в таком-то физическом состоянии, чтобы удовлетворить одному требованию задачи, и должна находиться в противоположном физическом состоянии, чтобы удовлетворить другому требованию задачи. Какое именно физическое противоречие скрыто в глубине технического противоречия, чаще всего неизвестно. Всегда желательно каким-то образом добраться до физического противоречия.

Все из упомянутых сорока приемов устранения технического противоречия хороши для применения в любой отрасли техники, все они достаточно универсальны. Если выявлено техническое противоречие, можно смело применять подходящий прием. Разумеется, рассчитывать на то, что прием даст готовое решение, нельзя, но оно всегда укажет правильное направление мысли.

Один из приемов устранения технических противоречий предлагает изобретателю обратить вред в пользу. Вот характерный пример. Для борьбы с шумом армянские инженеры предложили специальное магнитофонное устройство. На пленку записывается шум какого-либо работающего механизма, затем эту пленку вставляют в устройство, которое помещают внутрь работающего механизма или рядом с ним. При пуске станка магнитофонная запись воспроизводится в противофазе. Возникает интерференция звуковых волн, которая «рождает» тишину.

Большим подспорьем для изобретателя является информационный фонд ТРИЗ. Он представляет собой свод указателей физических, химических, геометрических эффектов. Указатели организованы таким способом, чтобы их можно было использовать для решения изобретательских задач. Идет работа по составлению указателей по биологическим, социальным и психологическим эффектам. В ходе занятий слушатели приучаются составлять собственные картотеки, с помощью которых происходит постоянное пополнение и обновление указателей.

Изобретательские задачи решаются красиво и близко к идеалу, если при решении используются только те ресурсы, которые уже имеются в самой системе. Поэтому очень важно уметь находить и использовать эти ресурсы. В процессе анализа технической системы слушатели приучаются применять системный оператор и рассматривать в качестве ресурсов любые отходы системы. Решение технической задачи должно быть экологически чистым.

Важные разделы ТРИЗ – вепольный анализ и стандарты на решение изобретательских задач. В основе всей техники лежит элементарная техническая система, которая состоит из двух материальных объектов, условно называемых «веществами». Эти «вещества» связаны между собой каким-то взаимодействием, которое называется «полем». Такая триада из двух веществ и поля названа в ТРИЗ веполем. С помощью веполя можно построить модель любой технической системы. Технические системы развиваются по определенным законам. С помощью вепольных преобразований можно моделировать эти законы на конкретных технических системах при решении изобретательских задач. Под руководством Генриха Альтшуллера разработана система стандартных решений изобретательских задач. Она включает 76 стандартов, с помощью которых можно успешно решать до 85-90% задач на развитие техники.

В послевоенные годы возник метод улучшения технических систем с помощью определенных методических приемов, получивший название функционально-стоимостного анализа (ФСА). Особенно широкое применение ФСА получил в США и Японии. В нашей стране ФСА стал широко применяться только с развитием ТРИЗ. С применением алгоритмической методики изобретательства появился новый системный эффект: теперь стало возможным эффективно анализировать не только технические, но и структурные, экономические, социальные и другие системы. При этом ФСА выявляет задачи, порождаемые системой, выделяет из них главные, позволяет избежать необходимости в решении задач более низкого ранга.

Одним из наивысших проявлений творчества считается открытие чего-то нового в природе, каких-то явлений и закономерностей. Применение ТРИЗ для объяснения ряда явлений (эффект Рассела, ветроэнергетика растений) позволило найти принцип решения некоторых видов исследовательских задач. Вместо ответа на вопрос «Как это происходит?» ставится вопрос «Как сделать, чтобы это произошло?». После этого задача становится изобретательской, а для решения таких задач в ТРИЗ достаточно инструментов. Эта методика имеет сверхэффект: с ее помощью можно быстро выявлять причины брака на производстве. Применение ТРИЗ для решения исследовательских задач описано в авторской программе «Машина открытий» Волюслава Владимировича Митрофанова, долгое время возглавлявшего Ленинградскую школу ТРИЗ.

Опыт решения большого количества самых разных производственных задач вынудил обратить внимание на те из них, которые возникают либо по вине разработчиков (конструкторов, технологов), либо производственников. Оказалось, что иногда проще смоделировать ситуацию, при которой возникает тот или иной дефект, чем искать причину его возникновения. Такой метод решения задач был назван «Диверсионным анализом». Теперь при создании какого-либо нового объекта человек, владеющий ТРИЗ, заранее мысленно воспроизводит все ситуации, при которых объект может быть испорчен (ухудшен, поломан и т.п.). Для этого ставится вопрос: «Как сделать, чтобы объект был неработоспособен, но всё же принят отделом технического контроля?». В этом случае задача становится чисто изобретательской и решается известными в ТРИЗ методами. С помощью диверсионного анализа удавалось решать задачи, которые на предприятиях простаивали годами.

В процессе решения большого количества изобретательских задач с помощью ТРИЗ был разработан курс «Прогнозирование развития технических систем на основе ТРИЗ». Все современные методы прогнозирования основаны либо на интуиции специалистов, либо на аналогии предыдущего развития конкретных технических систем. При анализе патентной информации можно отследить тенденции развития конкретных технических систем, что позволяет делать ближайшие прогнозы, но и эта методика не позволяет прогнозировать принципиально новых решений в развитии техники. В ТРИЗ для прогнозирования используются законы развития технических систем. Кроме того, это направление позволяет иначе взглянуть на фантастику, оценить фантастические прогнозы. В процессе изучения методов прогнозирования слушатели составляют прогнозы реальных и фантастических технических систем.

В стадии активной разработки находится курс «Законы развития творческих коллективов». Любой творческий коллектив создается на основе теории, новой идеи, либо нового дела. Как правило, руководителем и вдохновителем коллектива является личность, либо небольшая группа личностей – носителей этой новой идеи. Развитие коллектива идет в зависимости от развития того дела, ради которого он создан. Исследование большого количества творческих коллективов показало, что это развитие идет по S-образной кривой, проходя три принципиальных стадии: I – создание и становление коллектива, II – стабилизация, III – «загнивание». Наиболее эффективен коллектив на второй стадии. Очень важно поддерживать коллектив в состоянии активного развития. Пока достаточно четко выявлены признаки «загнивания» коллектива, но уже найдены некоторые приемы по возвращению коллектива из стадии «загнивания» в стадию развития. Сегодня, когда на повестке дня стоит создание и развитие инновационных предприятий, правильное использование законов развития творческих коллективов и стимулирование их активности становится особенно актуальной задачей.

Одним из сравнительно новых разделов ТРИЗ является Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ). Многие считают себя творческими личностями, но далеко не все отдают себе отчет в том, что творчество имеет несколько уровней. На самом высшем уровне человек как бы противостоит современному ему обществу. Именно Творческая Личность ведет общество к прогрессу. Чем выше уровень творчества, тем тяжелее приходится самому творцу, ведь он видит то, что общество понять не в силах. Такому человеку приходится всю жизнь преодолевать сопротивление окружающей его среды – так называемых Внешних Обстоятельств. Далеко не каждый способен стать Творческой Личностью с большой буквы. Эти люди остаются в веках, они ведут интересную и насыщенную интеллектуальными поисками жизнь. Они всегда ставят перед собой большие общечеловеческие цели. Именно ради достижения таких высоких целей Творческая Личность вынуждена терпеть материальные трудности и выносить удары судьбы.

Невозможно оценить ТРИЗ без сравнения ее с традиционными методами активизации творческого мышления. Человечество давно искало способы интенсификации творческого процесса, но при этом поиски велись как бы от человека: ученые изучали те процессы, которые протекают в мозгу человека, и старались повлиять на его психику, чтобы активизировать его на решение определенной задачи. XX век, век бурного развития техники, потребовал от людей множества кардинальных решений технических задач. Особенно во время войн, когда от быстроты и качества решения зависит человеческая жизнь. После Второй мировой войны появилось несколько интересных методов активизации творческого поиска: мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и другие.

Эти методы легки в освоении, их просто применять на практике. Но у них есть два существенных недостатка: они не имеют критериев отбора качественных решений и совершенно не учитывают законы развития технических систем. Тем не менее, эти методы необходимо знать и применять там, где они полезны. К примеру, мозговой штурм и метод фокальных объектов могут с успехом применяться в курсе развития творческого воображения и при создании реклам, а морфологический анализ – на одном из шагов АРИЗ для выявления всех возможных применений полученного изобретения.

Изучение изобретательского арсенала оканчивается курсом «Основы патентоведения». Мало создать изобретение, его еще надо защитить, то есть доказать, что оно обладает всеми узаконенными признаками изобретения: мировой новизной, промышленной применимостью и т.д. Процесс защиты заявки на изобретение достаточно длительный и требует много сил и нервов, поэтому прежде чем ввязываться в этот процесс, изобретателю очень важно уяснить для себя и обосновать необходимость этой процедуры. Конкурентная борьба – вещь жестокая. Современному изобретателю надо уметь защищаться от таких явлений как промышленный шпионаж и диверсии с целью подрыва авторитета изобретателя и его изобретения. В этом разделе слушатели на конкретных примерах учатся не только отстаивать свои авторские права, но и защищаться с помощью ТРИЗ от промышленного шпионажа.

Те, кто освоил ТРИЗ, совершенно иначе видят окружающие их технические (и не только технические) системы. Они, как правило, не ограничиваются сферой своей работы, а изобретают в самых разных отраслях. Сегодня ТРИЗ все больше завоевывает умы людей различных профессий. Генрих Альтшуллер заразил своей методикой самых разных людей. В России группы тризовцев работают в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Новосибирске, Челябинске, Саратове и в ряде других городов. Специалисты в области ТРИЗ активно сотрудничают с зарубежными компаниями, среди которых «Моторола», IBM, «Форд», «Проктер энд Гембл». Решатели производственных задач востребованы на предприятиях Южной Кореи и Китая, где бурно растет производство.

Безусловно, освоение ТРИЗ требует от обучаемого человека проявления его творческой энергии. Втянувшись в решение различных задач, причем далеко не всегда технических, человек постепенно меняется: для него становится интересен сам процесс творческого поиска, незаметно меняется образ жизни, она становится более полной и интересной.
 

Селюцкий Александр Борисович
Мастер ТРИЗ,  
член Совета Российской ассоциации ТРИЗ

24 ноября 2018 г.
г. Петрозаводск

 

Дата изменения информации: 21.01.2019 14:38